Как научить ребенка завязывать шнурки? Легкие способы обучения шнуровке своими руками. Во сколько лет это делать?

Родители очень часто сталкиваются с проблемой, когда малыш трудно осваивает навык завязывания шнурков. В таких ситуациях важно набраться терпения. Существует множество хитростей, с которыми обучающий процесс проходит максимально легко как для ребенка, так и для родителей. В данной статье мы узнаем, как именно можно научить малыша правильно завязывать шнурки.

Подходящий возраст

Многих родителей волнует важный вопрос, в каком же возрасте лучше всего учить ребенка правильно завязывать шнурки на обуви. По мнению многих психологов, мальчики должны освоить этот важный навык уже к 5 годам. Что касается девочек, им желательно уметь завязывать шнурки к 4 годам. А вот непосредственное знакомство малышей с рассматриваемым повседневным процессом лучше всего начинать с 3 лет. Это оптимальное время, раньше которого приступать к обучению не следует.

Также знакомиться с процессом шнуровки разрешается в период с 4 до 5 лет. Выбор возраста малыша во многом зависит от его характера и уровня самостоятельности. Чем самостоятельнее ребенок, тем раньше можно приступать к обучению.

Подготовка

Обучение ребенка процессу завязывания шнурков является шагом очень важным и ответственным. К этому делу надо отнестись с максимальным терпением. Родители ни в коем случае не должны давить на малыша, поскольку отрицательные эмоции очень быстро закрепятся в его памяти. Также не следует забывать о том, что все разговоры во время обучения проводятся с маленьким ребенком, а не взрослым человеком, поэтому моментальных результатов ждать бессмысленно.

Рассмотрим несколько полезных рекомендаций, которые относятся к подготовительному процессу перед началом обучения ребенка.

  • Взрослым следует находиться за спиной малыша, показывать процесс шнуровки именно таким образом. В таких условиях действия родителей не будут отражаться, как в зеркале. Благодаря этому малыш не будет путаться и совершать неверные действия.
  • Очень важно выбирать для обучающего процесса только качественные и практичные разновидности шнурков. Эти компоненты должны отличаться большой шириной. Поверхность шнурков не должна быть слишком скользкой, в противном случае они не будут крепко удерживаться в руках ребенка.
  • Во время обучающих процессов целесообразно переходить от простых схем к более сложным, а не наоборот. На первых этапах целесообразно научить ребенка определять правую и левую стороны, а уже после этого можно переходить к знакомству с петлями на обуви.

    Подготовительный процесс также может начинаться с других значимых манипуляций. К примеру, можно начать с развития мелкой моторики рук малыша. Для этого ребенку следует давать щупать предметы, имеющие различные размеры и формы, а также фактуры поверхностей. Неплохое влияние оказывают игры с разнообразными материалами, которые имеют сыпучую структуру. Специалисты также рекомендуют давать малышу предметы, обладающие маленькими размерами:

    • песок;
    • пуговицы;
    • маленькие бусины.

    Замечательное влияние окажут многие творческие процессы. Речь идет о лепке различных фигурок, рисовании, штриховке, нанизывании бисера/бусин на ниточку. Подобные занятия являются не только очень полезными, но и весьма увлекательными. Ребенок точно не заскучает, тренируя мелкую моторику таким образом. По ходу игровых процессов взрослым следует рассказывать малышу, где располагаются его левая и правая рука и нога, чтобы к моменту обучения не было лишней путаницы.

    Современные производители в большом ассортименте выпускают оригинальные игрушки, с которыми ребенок может быстро научиться продевать ленточки через дырки. Использование подобных предметов идеально подойдет для подготовки к знакомству с процессом шнурования.

    Мелкую моторику ребенка также можно развивать многими другими действенными способами.

    • Складывание пазлов является одним из самых эффективных и интересных вариантов. Пазлы привлекают большинство детей. Они также способствуют развитию умственных способностей.
    • Обведение контуров. Родителям стоит приобрести в магазине специальную книгу с соответствующими картинками, контуры которых выполнены в виде точек или черточек. Ребенку надо будет научиться максимально аккуратно их соединять друг с другом. Таким образом будут эффективно тренироваться детские пальчики. Это замечательная подготовка не только к завязыванию шнурков, но и к письму.
    • Игры с предметами маленьких размеров. Такую методику применяет Мария Монтессори. В ее школе малыши очень часто взаимодействуют с мелкими предметами, активно развивающими мелкую моторику. Для полезных игр малышу можно давать указанные выше пуговицы или бусинки. Их следует не только нанизывать на нить, но и перекладывать с места на место, из одной емкости в другую.
    • Пальчиковые игры. Для таких полезных и увлекательных занятий можно воспользоваться стишками, предполагающими движения пальчиками и руками в целом. При выполнении подобных игровых упражнений в регулярном режиме можно эффективно развить мелкую моторику в течение коротких сроков. Стишок для упражнений можно подобрать любой.
    • Картинки на песке. Рисование картинок на песке, различных цифр, букв и других вещей прекрасно готовит детские пальцы к дальнейшему завязыванию шнурков.

    Развив мелкую моторику ребенка, родители не будут сталкиваться с большими проблемами при обучении завязыванию шнурков их чадом.

    На каких шнурках лучше учиться?

    Для обучающих процессов рекомендуется выбирать отдельные виды шнурков. Каждая мелочь в подобных вещах играет важную роль.

    • Рекомендуется выбирать довольно яркие и тактильно приятные разновидности шнурков. Будет очень хорошо, если в их устройстве будут присутствовать специальные твердые эглеты (маленькие наконечники).
    • Не следует задействовать чересчур тонкие шнурки. Подобные вещи и так часто плохо удерживаются в руках и слабо держат узел. Кроме того, слишком толстые варианты ребенку будет неудобно завязывать.
    • Рекомендуется для обучения приобрести плоские шнурки. Из таких составляющих петли формируются легче всего.
    • Оптимальная длина шнурков должна составлять около 30 сантиметров. Если изделия окажутся более длинными, они станут легко запутываться.

    Слишком короткими шнурки тоже быть не должны, поскольку такие экземпляры не позволят нормально завязывать узел с петельками.

    Легкие способы

    Когда процесс подготовки будет завершен, можно приступать к непосредственному обучающему этапу. Существует несколько способов, как правильно научить ребенка завязывать шнурки своими руками. На первых порах лучше всего выбирать максимально легкие и понятные схемы, которые малыш сможет быстро и беспроблемно освоить на фоне правильной подготовки.

    Познакомимся поближе с самыми популярными и эффективными обучающими методиками.

    «Бабушкин узелок»

    Это очень популярный обучающий метод, с которым ребенок быстро научиться самостоятельно шнуровать обувь. В данном случае предусматривается формирование только одной петли.

    Рассмотрим поэтапно, как именно должен создаваться «бабушкин узелок»:

    • на первом этапе ребенку надо будет завязать узелок из шнурков детских ботинок;
    • далее из кончика одного из шнурков, расположенного непосредственно возле узелка, делается петля;
    • другим кончиком шнурка понадобится аккуратно подхватить эту петлю, а потом завести книзу перекрещенную шнуровку;
    • останется только протянуть «ушко» в отверстие на обуви, а потом затянуть бант.

    Способ является очень простым, поэтому знакомство со шнуровкой лучше начинать именно с него.

    «Бантик»

    Данный метод тоже является простым и понятным. После знакомства с ним ребенок сможет просто и красиво завязывать шнурки так, чтобы они потом не развязывались.

    Узнаем, из каких этапов должен состоять процесс формирования аккуратного бантика, состоящего из двух петель.

    • На первом этапе, как и в рассмотренной выше инструкции, необходимо завязать шнурки в узел. Делается это предельно просто: два конца шнурков складываются крестом, один конец продевается под второй, а потом они оба затягиваются.
    • Возле сформированного узелка должно происходить создание петли.
    • Петельки необходимо скрестить между собой. После этого верхняя составляющая должна быть спущена вниз, а потом помещена в сформированное колечко.
    • Петли понадобится аккуратно подтянуть, направляя в разные стороны. В результате узелок затянется, и получится аккуратный бантик.

    «Надежная шнуровка»

    Данный способ является более сложным, нежели рассмотренные выше варианты. Схему «надежная шнуровка» не рекомендуется выбирать для первых этапов обучения, поскольку она может показаться ребенку слишком трудной и непонятной.

    «Надежная шнуровка» делается по такому алгоритму:

    • сначала необходимо завязать обычный узел;
    • далее шнурки понадобится перекрестить, сложив вдвое;
    • теперь в сформированную петельку надо будет продеть оба кончика шнурков, а потом потянуть их в разных направлениях, чтобы затянуть максимально крепко.

    Другие

    На рассмотренных инструкциях схемы завязывания шнурков не завершаются. Существует еще очень много других методик, которые могут осваиваться маленькими детьми. Вот некоторые из них.

    • Узел «вокруг дерева». По сути, данный вид шнуровки является аналогией классического способа завязывания «бантиком», но имеет при этом незначительные отличия.
    • «Бирюзовая черепаха». Это один из самых интересных способов завязывания шнурков на детской обуви. Изначальные манипуляции здесь являются точно такими же, как в случае с большинством методик, однако далее одну из петелек пропускают через среднюю дырку еще один раз.
    • «Хирургический узел» или узел «хирурга». Популярный вариант завязывания шнурков, которым постоянно пользуются многие дети и взрослые. Несмотря на популярность, «хирургический» узел нельзя назвать очень удобным и легким. Вначале он завязывается по обычной схеме, но потом один конец аккуратно оборачивается вокруг узелка еще раз.

    Полезные советы

              Рассмотрим несколько полезных советов, которые помогут проще научить ребенка завязывать шнурки.

              • Прежде чем приступать к основному обучающему процессу, желательно основные виды шнуровок малышу освоить на различных матерчатых поясах. Можно воспользоваться атласными лентами, широкими тесемками.
              • На первых порах обучения можно раскрасить одну половинку шнурка в другой цвет. Благодаря такому простому приему малышу будет намного легче разобраться, к примеру, какую петельку расположить вверху.
              • Обучающие тренировки не должны быть слишком продолжительными и затянутыми, поскольку это может просто утомить малыша. Кроме того, не следует «приставать» к ребенку перед выходом на прогулку. Для обучения лучше всего выбирать свободное время, когда не надо никуда идти или ехать.
              • Пока ребенок не освоил хотя бы один из методов завязывания, не следует обучать его другому.
              • Если малыш является левшой, то эту особенность обязательно надо учитывать во время обучающих процессов. В отличие от взрослого человека, пишущего правой рукой, ребенку-левше будет намного проще набрасывать левую петельку на правую. Нет необходимости в переучивании малыша на своих примерах.
              • Процесс завязывания шнурков рекомендуется дополнять различными стишками, шутками и приемами в игровой форме. В таком случае обучающие этапы пройдут намного интереснее и увлекательнее, ребенку подобные процессы обязательно понравятся.
              • В ходе обучения ребенка обязательно нужно хвалить и поощрять при правильных действиях. Это одно из самых важных правил, забывать о котором нельзя.
              • Малыш может допускать много ошибок, формировать кривые и неправильные узлы и бантики. За это ни в коем случае нельзя критиковать или ругать. Нельзя и кричать на ребенка, который только осваивает хитрости шнуровки обуви.

              Если процессу завязывания шнурков нужно обучить девочку, то можно прибегнуть к одному интересному приему с применением кукол. Следует дать ребенку игрушку для завязывания бантиков на ней. Таким образом удастся легко заинтересовать девочку. В приподнятом настроении она точно быстрее освоит новые полезные навыки.

              Ссылка на основную публикацию